Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза – это процесс оценки и анализа воздействия различных проектов, деятельности или действий на окружающую среду и её компоненты, такие как воздух, вода, почва, флора и фауна. Главной целью экологической экспертизы является определение потенциальных негативных воздействий на окружающую среду и предложение мер для их смягчения или предотвращения. Экологическая экспертиза проводится в экспертно-правовом центре АНО ЭПЦ «Топ Эксперт. Стоимость экологической экспертизы зависит от вида и количества объектов, а также от вопросов, которые ставятся на разрешение перед экспертами АНО «Топ Эксперт».

Экологическая экспертиза для суда или судебная экологическая экспертиза проводится на основании определения суда. В рамках гражданского и арбитражного производства достаточно предоставить информационное письмо или письмо согласия от экспертного центра АНО «Топ Эксперт» вместе с ходатайством о назначении судебной экспертизы. Если судебная экспертиза необходима в рамках уголовного дела, то выносится постановление о назначении судебной экспертизы.

Экологическая экспертиза может применяться к различным объектам и сферам деятельности, где необходимо оценивать воздействие на окружающую среду. В перечень таких объектов входит:

  • Промышленные предприятия: Оценка воздействия промышленных комплексов, заводов и производственных линий на окружающую среду, включая выбросы в атмосферу и сбросы в водные источники.
  • Строительство и инфраструктурные проекты: Анализ воздействия строительства дорог, мостов, аэропортов, жилых комплексов и других объектов на природную среду, включая леса, водные бассейны и земельные ресурсы.
  • Энергетика: Оценка воздействия энергетических проектов, таких как строительство электростанций, ветро- и солнечных ферм, на окружающую среду и климат.
  • Транспорт и логистика: Анализ воздействия транспортных систем, автомобильных магистралей, железных дорог и портов на природу и биоразнообразие.
  • Сельское и лесное хозяйство: Экологическая экспертиза может применяться для оценки воздействия сельского хозяйства, а также лесозаготовки и лесных хозяйств на окружающую среду.
  • Природоохранная деятельность: Оценка эффективности природоохранных программ и мероприятий по сохранению и восстановлению экосистем и видов.
  • Водные ресурсы: Анализ воздействия дамб, ирригационных систем и водосборных бассейнов на водные ресурсы и биоразнообразие.
  • Городская среда: Оценка воздействия урбанизации, городского планирования и строительства на экологическое состояние городов и их окрестностей.
  • Загрязнение и отходы: Экологическая экспертиза может также касаться оценки загрязнения воздуха, воды и почвы, а также управления и обращения с опасными отходами.
  • Научные исследования и мониторинг: Важным объектом экологической экспертизы является оценка и мониторинг состояния природных экосистем и изменений в них.

Экологическая экспертиза является важным инструментом для балансировки потребностей человечества с сохранением природной среды и биоразнообразия, а также для предотвращения и смягчения негативных экологических последствий различных проектов и деятельности. В связи с чем выделяют следующие задачи экологической экспертизы:

  • Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС): Экологическая экспертиза проводится для определения потенциальных негативных воздействий конкретного проекта, деятельности или действия на природную среду.
  • Определение экологических рисков: Экспертиза направлена на идентификацию и оценку рисков для экосистем, здоровья человека и биоразнообразия, связанных с реализацией определенного проекта или деятельности.
  • Разработка мер по смягчению и компенсации воздействий: Экологическая экспертиза включает в себя разработку рекомендаций и стратегий для снижения негативных последствий и компенсации ущерба окружающей среде, включая меры по устранению и восстановлению.
  • Соблюдение законодательства: Во многих странах проведение экологической экспертизы является юридическим требованием для получения разрешений на строительство или деятельность, и одной из задач экспертизы является обеспечение соответствия законодательству.
  • Консультации и общественное участие: Экологическая экспертиза может включать в себя консультации с заинтересованными сторонами и общественностью, а также учет общественного мнения при оценке воздействия на окружающую среду.
  • Научные исследования и мониторинг: Эксперты могут выполнять научные исследования и мониторинг, чтобы получить более полное представление о состоянии экосистем и динамике изменений.
  • Участие в экологическом образовании и осведомленности: Экологическая экспертиза может помогать в распространении знаний и повышении осведомленности об окружающей среде и устойчивом развитии.
  • Подготовка документации и отчетов: Экологическая экспертиза требует подготовки документации, включая экологические отчеты, которые представляются регулирующим органам и заинтересованным сторонам.

Сформулированные в законе «Об экологической экспертизе» принципы выражают сущность и социальное назначение экспертизы, основы ее правового регулирования и осуществления. Принципы должны соблюдаться всеми участниками экспертного процесса, включая заказчика планируемой деятельности, проектные органы, органы экспертизы и общественные организации.

  1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности

Данный принцип означает, что любая деятельность может быть опасна: даже при отсутствии выбросов, сбросов и твердых отходов, содержащих вредные вещества, имеет место потребление энергии, производство которой в данном районе может быть экологически вредным и т. д. Следовательно, обязанностью заказчика проекта является обоснование допустимости намечаемой деятельности на окружающую среду, принятие необходимых мер по защите окружающей среды. При этом такие прогнозы и обоснования должны в явном виде входить в состав документации, представляемой на экспертизу. Согласно закону необходимым условием приема документов на государственную экспертизу является наличие в ее составе материалов оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Обязанность заказчика намечаемой деятельности привести экологическое обоснование. Инвестор отвечает за ее экологическую безопасность. Необходимо спрогнозировать воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду, обосновать допустимость этого воздействия и предусмотреть необходимые природоохранные меры.

  1. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы

Принцип имеет два значения: обязательность ее проведения и обязательность выполнения требований заключения экспертов. Закон об экологической экспертизе предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ только после положительного заключения государственной экологической экспертизы. Данный принцип адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Заказчик не вправе принимать решение о реализации намечаемой деятельности и осуществлять ее без положительного заключения государственной экологической экспертизы, обязан провести ее до начала деятельности. Этим и определяется обязательность и превентивный характер экологической экспертизы.

  1. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий

Принцип комплексной оценки воздействия на окружающую среду означает учет мнения широкого круга специалистов, а не только узкопрофилированных, а следовательно, учет всех видов воздействия, хотя некоторые из них на первый взгляд могут показаться несущественными. В связи с этим необходим комплексный подход к оценке материалов экспертизы, рассмотрение в них всех аспектов проблемы, в том числе альтернативных вариантов деятельности, менее опасных для окружающей среды, рассмотрение экономических и социальных аспектов воздействия.

Принцип реализуется в соответствии с «Положением по оценке воздействия». Предполагается подготовка заказчиком и проектировщиком-оценщиком «Материалов по оценке воздействия», в которых определяются воздействие, его масштаб, область распространения, изменения в окружающей среде, природных процессах и явлениях, социальной среде и т. д., включая отдаленные последствия реализации проекта. Задача экспертизы: провести «оценку» оценок воздействия, определить достаточность, обоснованность выбранных систем и методов оценивания и прогнозирования, оценить комплексность оценки воздействия.

  1. Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы

Принцип обязательности учета требований экологической безопасности означает, что воздействия на окружающую среду отдельного предприятия или комплекса объектов хозяйственной или иной деятельности не должны понижать уровень экологической безопасности как настоящего, так и будущего поколений. Иными словами, в процессе деятельности должно обеспечиваться сохранение устойчивости и надежности экосистем, отсутствие экологически опасных последствий изменения окружающей среды, негативно влияющих на человека и все живое.

Принцип обусловлен правом каждого человека на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Он предусматривает обязанность участников эколого-экспертного процесса соблюдать правовые, экологические требования проектирования, размещения, строительства, эксплуатации объектов экспертизы, выявлять, соблюдаются ли нормативы качества окружающей среды в случае реализации проекта. Проектировщик обязан соблюдать нормативы качества среды, допустимого воздействия, экологические стандарты, природоохранные нормы и правила проектирования. Задача эксперта государственной экологической экспертизы – выявление, соблюдение природоохранных и экологических нормативов и требований в проекте.

  1. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, обязывает заказчика планируемой деятельности обеспечить представление на государственную экологическую экспертизу достоверной и полной информации об объекте экспертизы, оценки его воздействия на окружающую среду, о современной экологической ситуации в регионе, реализации проекта и т. д. Полной является информация, передаваемая органам экспертизы в соответствии с требованиями, которые предъявляются к комплектованию проектной документации.

При невыполнении заказчиком принципов достоверности и полноты информации, представленной на экспертизу, экологоэкспертный орган может потребовать дополнительную информацию или вернуть заказчику материл на доработку.

  1. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы

Принцип независимости и вневедомственности относится в основном к государственной экологической экспертизе и означает, что непременным условием ее эффективности является функциональная и финансовая независимость организующих экологическую экспертизу органов и проводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, их надлежащее финансовое, организационное, материально- техническое и другое обеспечение). Эти условия призваны создавать условия для свободного волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая должна руководствоваться только фактами, научными методами их обоснования и действующими законами. Общественная экологическая экспертиза в теории предполагает еще большую ее независимость, однако на практике оказывается вдвойне зависимой: один раз – от государственной экологической экспертизы (пока та не признает ее результатов), а второй раз – от групповых общественных интересов (ведь ее организуют и проводят, как правило, уже с заранее сформировавшейся целью: доказать невозможность принятия решения о реализации объекта).

Никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на проведение экологической экспертизы и задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспертируемого объекта и выводах по нему. Оказываемое в любых формах давление на эксперта является противоправным действием.

  1. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы

Заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными. Это требование касается как индивидуальных заключений экспертов, так и сводных заключений экологической экспертизы. Содержащиеся в заключении суждения и выводы должны быть научно аргументированными. Критериями при этом могут служить не только собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в области экологической экспертизы проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке входящих в заключения выводов каждого участника эколого-экспертного процесса и комиссии в целом.

Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы заключается в том, что при планировании, проектировании деятельности заказчик (проектировщик) обязан учесть (выполнить, соблюсти) экологические требования, в том числе предусмотренные законодательством об охране окружающей среды и природопользовании.

Если в процессе проведения государственной экологической экспертизы данного объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта, другими словами, комиссия не вправе принять положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При оценке объекта экологической экспертизы и подготовке экспертного заключения эксперты и экспертные комиссии должны руководствоваться не соображениями политической, экономической и иной целесообразности того или другого решения, вывода, заключения, а соображениями научной обоснованности, объективности и законности выводов.

Экологическая экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс и должна производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий, разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также выполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.

  1. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения

Принцип широкой гласности и участия общественности предполагает доступность информации о ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы, возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию и доводить до сведения лиц, принимающих решения, свою позицию, обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т. д. Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении государственной экологической экспертизы. Невыполнение этой обязанности считается правонарушением и основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Формы такого участия, подразумеваемые российским законодательством, многообразны: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о самом проведении экологической экспертизы, включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения с результатами государственной экологической экспертизы, проведение референдумов и т. д.

  1. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы

Принцип ответственности участников экологической экспертизы (заказчики документации и заинтересованные в экспертизе лица, руководители специально уполномоченных государственных органов по охране природы, в том числе в области экологической экспертизы, руководители и члены экспертных комиссий, должностные лица государственных органов федерального надзора, а также органов местного самоуправления, банковские организации или иные финансирующие органы или лица) направлен на достижение объективности и обоснованности экспертизы на всех ее этапах, соблюдение ее обязательности и обязательности исполнения ее требований.

В случае невыполнения участниками требований организации и проведения экспертизы, они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством России.

В настоящее время законодательно определены два вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза проводится по инициативе специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды. Ее заключение приобретает юридическую силу после утверждения председателем данного органа или его заместителем и является обязательным для выполнения.

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления. Данный вид экспертизы проводится исключительно общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды.